О чём речь? Трактор является одним из самых важных инструментов в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях, где требуется мощная тяга и возможность работы с различными навесными устройствами. Но каковы основные элементы, которые образуют остов этой могучей машины?
В этой статье:
Что такое остов трактора
Несущая часть, или основание, трактора – это не что иное, как остов. Здесь размещаются все составные элементы и агрегаты техники, а также он испытывает динамическую нагрузку при маневрировании, то есть разгоне, торможении, трогании с места, передвижении по пересеченной местности и т. д. Для остова характерны высокие жесткость и прочность, так как он работает весь срок эксплуатации техники.
Что такое остов трактора
По конструкции остовы трактора могут быть рамными, полурамными и безрамными.
Две продольные балки или лонжероны, соединяющиеся между собой поперечинами, которые служат опорами для самостоятельных узлов, – двигателя, коробки переключения передач и т. д., представляют собой рамный остов. Для такого остова характерна высокая жесткость и прочность. Он обеспечивает легкий доступ к некоторым агрегатам, а при необходимости их замена не составит особого труда. Единственным существенным недостатком является высокая масса по сравнению с полурамным агрегатом.
Остов рамного типа нашел широкое применение в производстве гусеничной сельскохозяйственной техники, промышленных и лесопромышленных тракторов, не только российского, но и зарубежного производства. Также таким остовом могут похвастаться колесные тракторы, которые базируются на шарнирно-сочлененной раме.
Полурамный остов образован корпусами силовой передачи трактора, соединенными с балками или лонжеронами полурамы, на которую в дальнейшем устанавливается мотор. Преимущества конструкции заключаются в том, что не нужно разбирать остов для снятия или установки силового агрегата, навесное оборудование крепится намного легче. По сравнению с рамным остовом в этом случае масса конструкции меньше, а единственный недостаток будет заключаться в затрудненном доступе к некоторым узлам.
Применяется остов такого типа при производстве тракторов универсально-пропашного, универсального и промышленного типа общего назначения, а также специализированных тракторов.
Безрамный остов образуется путем жесткого соединения между собой картеров силовой передачи и двигателя. В этом случае преимуществами являются его небольшие размеры и высокие показатели жесткости. К недостаткам относятся трудный доступ к некоторым узлам из-за необходимости отсоединения соответствующих картеров, а также сложность навески машин по сравнению с рамным и полурамным остовами.
При эксплуатации техники остов постоянно находится в напряженном состоянии, что нередко приводит к возникновению усталостных явлений, из-за чего могут быть поломки элементов остова, например, трещины в лонжеронах, разрушение сварочного шва и т. д.
Хит продаж
Классификация тракторов по типу остова
Рамный
В состав рамы входят массивные продольные лонжероны, соединение которых между собой обеспечивается за счет поперечных балок. Именно на них и происходит последующая установка основных узлов и агрегатов трактора. Несмотря на такие существенные преимущества, как высокая жесткость, прочность и легкая доступность отдельных механизмов, рамная техника обладает недостатком, который выражается в ее большой массе.
Классификация тракторов по типу остова
В случае проведения какого-либо ремонта есть возможность снятия отдельной части механизма и замены ее на новую без разборки всего агрегата. Наиболее частое применение остов такого типа нашел при производстве техники на гусеничном ходу. Крепление навесного оборудования осуществляют прямо на раму с помощью специальных кронштейнов.
Полурамный
Такой остов трактора – это не что иное, как литые корпуса, на которые впоследствии производят крепление ключевых узлов и нескольких лонжеронов для установки мотора. Достоинство конструкции заключается в легком доступе к основным узлам. Но к второстепенным механизмам добраться не так уж и просто.
Техника с полурамным остовом получила наибольшее распространение. Остов такой конструкции применяется для производства сельскохозяйственных и универсальных тракторов. К примеру, знаменитый МТЗ-80 Минского тракторного завода имеет именно такую конструкцию.
Безрамный
Такой остов представляет собой жестко состыкованные между собой корпуса силового агрегата и трансмиссии. В результате данного соединения образуется общая система для дальнейшего крепления остальных деталей и узлов. Безусловным плюсом безрамной техники является ее компактность, но в то же время проведение технического обслуживания и ремонта этих агрегатов затруднены, поскольку для того, чтобы добраться до отдельных элементов, необходимо снять основной корпус. В качестве примера безрамной техники можно привести знаменитый ДТ-20.
Тяговый класс
Технические характеристики мощности тракторного мотора выражаются тяговым классом. Такой показатель характерен только для России и ближнего зарубежья, а во всех остальных странах его просто не существует.
Классификация по тяговому классу включает в себя не только количество лошадиных сил двигателя, но и массу машины с типом ходовой части и осуществляется в соответствии с ГОСТ 27021-86.
Классификация тракторов по типу остова
В зависимости от того, к какому классу принадлежит техника, на нее можно крепить разные навесные агрегаты. Более высокий класс предполагает размещение более тяжелого и производительного оборудования:
- 0,1–0,2 — мотоблоки и мини-тракторы;
- 0,4–0,9 — универсальная техника мощностью до 50 л. с.;
- 1,4 — МТЗ-80 и другие универсальные агрегаты;
- 5 — тяжелые промышленные и сельскохозяйственные машины.
Виды остовов трактора
Остов – это несущая часть трактора, или его основание. Он должен выдерживать не только массу всех закрепленных на нем узлов и агрегатов, но и динамические нагрузки, которые возникают вследствие трогания, при интенсивных разгонах и торможениях, маневрировании, езде по пересеченной местности и т. д. Отличительными чертами остова являются его высокие показатели прочности и жесткости, благодаря чему срок эксплуатации составляет не меньше срока службы самого трактора.
В состав шарнирного соединения входят два шарнира – вертикальный и горизонтальный. С помощью первого полурамы поворачиваются под углом до 350 относительно друг друга. В результате этого действия осуществляется поворот техники. Горизонтальный шарнир обеспечивает движение полурам на угол до 160. Это необходимо для того, чтобы трактор передвигался по неровной поверхности без создания дополнительных нагрузок на кручение.
Остов рамного типа применяется на гусеничной технике, промышленных и лесопромышленных тракторах российского и зарубежного производства. Также такая конструкция используется на колесных тракторах, имеющих шарнирно-сочлененную раму, например, Т-150К или К-700/К701М.
Для того чтобы на раму можно было установить различные агрегаты, на ней предусмотрены специальные площадки и циальные кронштейны.
Виды остовов трактора
Остов полурамного типа образован корпусами силовой передачи трактора, которые соединяются с лонжеронами полурамы. Установка силового агрегата осуществляется именно на полураму. К преимуществам такого остова относятся удобство при навеске машин, установке или снятии двигателя. Единственным недостатком является затрудненный доступ к некоторым узлам.
Безрамный остов образуется за счет жесткого соединения между собой картеров силовой передачи и двигателя. Компактность и высокая жесткость – это основные преимущества такого остова. Из недостатков следует отметить затрудненный доступ к отдельным механизмам из-за необходимости отсоединения картеров, а также худшие условия по сравнению с рамными и полурамными моделями для навески машин.
Часто задаваемые вопросы об остовах тракторов
Как подразделяются тракторы по типу остова?
По типу остова тракторы подразделяются на:
- рамные;
- полурамные;
- безрамные.
Что относится к остову трактора?
В зависимости от типа остова, к нему относятся либо лонжероны с поперечными балками, либо корпуса силовой передачи и лонжероны полурамы, либо картеры силовой передачи и двигателя. Для каждого типа остова характерны свои преимущества и недостатки.
Какой тип остова у трактора МТЗ-80?
Трактор Минского тракторного завода МТЗ-80 имеет остов полурамного типа. Особенностью такой конструкции является то, что частью остова, на который влияют силы, возникающие от действия веса, тягового усилия и сил инерции трактора, воспринимают картеры узлов трансмиссии с двухбалочной полурамой, расположенные в передней части трактора.